Что я называю пробуждением (просветлением)


Пробуждение или просветление является центральной темой в различных духовных традициях. Причём от разных людей можно услышать разные описания и определения того, что это такое. Кто-то говорит, что это быть самим собой, знание своей истинной природы. Кто-то считает, что это значит освободиться от всех негативных чувств. Кто-то говорит, что это когда эго или чувство “Я” исчезает.

В каждом из описаний пробуждения есть правда (если конечно его описывает пробуждённый, который знает по опыту о чём говорит). При этом я нахожу, что некоторые описания более точны, чем другие. Описать или определить пробуждение трудно потому, что это внутренний опыт. А внутренний опыт трудно описывать словами. В языках, которыми пользуется общество, мало конструкций для описания внутреннего опыта… но это отдельная тема.

Что такое пробуждение

Итак, пробуждением я называю изменение в работе ума, после которого становится ясно видно, что в потоке непосредственного опыта (поток мыслей/ощущений, поток сознания, поток ума, stream of consciousness, mind stream) нет субъекта восприятия. Я тут вижу две части, требующих детального объяснения: поток непосредственного опыта и субъект восприятия. Давайте разберёмся подробно.

Что такое поток непосредственного опыта

Мы воспринимаем реальность в первую очередь через органы чувств — зрение, слух, обоняние, и так далее. Ещё мы испытываем внутренние ощущения (например эмоции), мысли, воображение… Причём воображение может быть визуальным, аудиальным, мы можем представить запах… В общем куча всего. Много разных аспектов опыта. Разные учителя и традиции по-разному их классифицируют. Классифицировать их для себя может быть полезно. Но нам сейчас важно другое.

В человеческом мозге есть два отдела, отвечающих за два разных режима самосознания. Один отвечает за так называемый narrative режим. Это режим рассказывания самому себе историй о себе и о мире. “Я то-то и то-то, (а они то-то и то-то)”. Второй отвечает за experiental режим. Режим непосредственного опыта. Чтобы понять, что такое пробуждение, в первую очередь нужно понять разницу между этими двумя режимами.

В режиме историй описание того что происходит может выглядеть например вот так: “Я же предупреждал, что это будет проблемой! Почему они не слушали? Теперь конечно будет выглядеть так, что это я виноват. “

Или так: “Ну почему она каждый раз так делает?! Неужели так трудно спросить? Я ведь стараюсь изо всех сил, чтобы…”

Или так: “Интересно, а это уже просветление? Похоже оно… Ну точно оно! Круто, сегодня же всем расскажу!»

В общем мы рассказываем историю, которая объясняет, что происходит.

В режиме непосредственного опыта описание того что происходит может выглядеть примерно так: “Мысль, давление, напряжение в плечах, жар, пульсация, мандраж, мысль, прохлада, расслабление, мысль, неприятно, отвращение, расслабление”

Чтобы лучше видеть непосредственный опыт, нужна тренировка. Такая тренировка называется медитацией. Для обучения медитации бывают разные техники. Если вы хотите пробудиться, то этот навык критически важен — нужно учиться видеть непосредственный опыт, а не залипать в историях.

Субъект восприятия

Когда мы говорим “Я”, что мы имеем ввиду? Кто смотрит через глаза? Кто думает те мысли, которые в голове? Субъект восприятия — это иллюзия. Ложное впечатление, которое возникает за счёт залипания в определённой мысли. Эта залипание поддерживается набором привычек, которые мы формируем всю жизнь. Мы ассоциируем эту мысль с образом себя, с глубокими напряжениями в теле, сильными эмоциями, психологическими травмами.

В процессе жизни мы настолько привыкаем думать, что существует “Я”, что все наши привычки строятся на этой мысли, на предположении что есть какое-то “Я”. Это иллюзия. Пробуждение происходит, когда мы смотрим на эту иллюзию, постепенно различая из чего именно она состоит. И потом видим пустоту. Никакого “Я” на самом деле нет.

Когда вы говорите “Я”, как меняются ощущения? Когда вы общаетесь с кем-то, и ловите себя на том, что стараетесь создать определённое впечатление — каково вам в этот момент?

Один из моих учителей, Ким Катами, применяет такую технику, чтобы указать на это “Я”. Сначала минут 5-10 сидим и просто смотрим на любой опыт, на который можем. На мысли, ощущения, потихонечку расслабляемся, мысли затихают. Когда расслабляется напряжение, в том месте где они было можно заметить образовавшееся пустое пространство. Смотрим на это пространство, как бы привыкаем к нему. Потом мысленно повторяем про себя: “Я, я, я”… Несколько раз… И ощущения меняются. Смотрим что именно теперь по-другому. Возможно появляется какое-то напряжение, возможно “прилипчивые” мысли и состояния, беспокойство, возможно вы почувствуете себя как-то некомфортно, натянуто, или зажато, несвободно. Так выглядит взгляд из “Я”. Когда мы мысленно повторяем “Я”, мы через ассоциации активизируем это чувство субъекта. Это можно заметить в процессе общения с другими людьми — мысль о “Я” вызывает определённый букет ощущений.

Тут важно провести различие между Я-субъектом и Я-объектами. Например если “Я испытываю раздражение”, то есть некий субъект (Я), есть объект (раздражение), и субъект с этим раздражением ассоциирован. Это было моим опытом до пробуждения. После пробуждения, когда возникает раздражение, оно выглядит иначе. Есть раздражение, оно происходит в пустом пространстве. “Меня” нет.

Субъект восприятия, “Я”, облеплен множеством слоёв Я-объектов. Если попытаться посмотреть на субъект, вы скорее всего увидите Я-объекты. То или иное напряжение, визуальный образ или запах, которые почему-то кажутся очень знакомым с детства. То или иное навязчивое чувство, которое преследует вас всю жизнь. И когда вы смотрите на эти Я-объекты, они постепенно теряют свою магическую притягательность, и становятся больше похожи на любые другие мысли и ощущения. И так слой за слоем вы смотрите на субъект, и видите Я-объекты. И потом в какой-то момент оказывается, что никакого “Я” нет, а есть только пустое безграничное пространство, в котором видны все ощущения. Ощущения возникают из ниоткуда и уходят в никуда.

Что это меняет

Прямой опыт пустоты иллюзии “Я” приводит к тому, что эта иллюзия больше не возникает. Не возникает отождествление с каким-либо опытом. По прежнему есть Я-объекты (мысли о себе, образы, истории и всё прочее). Но нет субъекта. “Я” возникает. Но если раньше казалось, что “Я” — это субъект, и он непрерывен во времени, то теперь видно что “Я” — это просто мысль в уме, и она исчезает как только я направляю на неё своё внимание. Это даёт возможность легче видеть прямой опыт. Когда я попадаю в ситуации, в которых по привычке впадал в какие-то зажатые состояния, или начинал злиться и кричать — сейчас я просто вижу состояния, вижу злость, и они очень быстро проходят. Нет того, кто им сопротивляется.

Жизнь течет легко и естественно. В потоке опыта очень много пустого пространства. Из этого пустого пространства естественным образом возникает чувство любви ко всему, что с ним соприкасается. Это счастье, которому не нужны какие-то особые условия. Счастье просто быть. Хочется делиться этой любовью, менять жизнь вокруг себя к лучшему, и рассказывать людям об этом чуде — пробуждении, знании своей истинной природы.

Что дальше

Пробуждение — это не конец духовного пути. Некоторые традиции описывают путь после пробуждения в терминах тех или иных этапов. Тхеравада выделяет там 4 этапа, последний из которых — полное просветление (full enlightenment, arahatship), а людей которые до него дошли — Арахантами. Махаяна выделяет чуть больше этапов, и описывает процесс несколько дальше. Арахант — это ещё не конец с точки зрения Махаяны.

Суть пути после пробуждения в этих традициях примерно одинаковая — остаётся задача очистить поток опыта от реакций и состояний, связанных так или иначе с какими-то глюками: травмами, комплексами и т. д. Обе традиции опираются на то, что делается это на благо всех живых существ, из чувства любви и сострадания.

2 thoughts on “Что я называю пробуждением (просветлением)

  1. Алексей, два вопроса по цитатам:
    «Итак, пробуждением я называю изменение в работе ума, после которого становится ясно видно, что в потоке непосредственного опыта (поток мыслей/ощущений, поток сознания, поток ума, stream of consciousness, mind stream) нет субъекта восприятия.»

    «Но если раньше казалось, что “Я” — это субъект, и он непрерывен во времени, то теперь видно что “Я” — это просто мысль в уме, и она исчезает как только *я* направляю на неё своё внимание. Это даёт возможность легче видеть прямой опыт.»

    Кому «становится ясно видно» если нет я-субъекта?
    Кто это *я* которое направляет внимание?

    В некоторых традициях упоминается некоторый я-свидетель. Это подразумевается в твоем понимании?

    1. Юра, привет!

      Внимание видит, что субъект — это ложное впечатление, возникающее за счёт определённых мыслей и ощущений. Кто это видит? Открытое внимание, сознание. Но оно не может наделить это смыслом — оно просто всё воспринимает. Но тогда кто всё это понимает и наделяет смыслом? Я. Кто такой Я? Определённые мысли и ощущения, создающие впечатление наличия субъекта.

      То есть на деле взгляд из субъекта по прежнему остаётся режимом работы сознания по умолчанию, но возникает способность в любой момент развернуть внимание к центру «Я» и увидеть что оно пустое — это просто мысли. Позже становится видно, что есть более тонкие «Я», управляющие вниманием. Разглядеть эти более тонкие структуры уже не получается так же легко. Но тоже возможно, если вложить определённые усилия и время. Если продолжать этот процесс, в какой-то момент происходит как бы «пробуждение внутри пробуждения». Традиция Тхеравада делит путь до полного освобождения от иллюзий на 4 этапа. Пробуждение — это первый из них. Второй — это прозрение в пустоту более тонкого субъекта. Каждое такое прозрение происходит с точки зрения открытого внимания. Но открытое внимание не может действовать — ему ничего не нужно. Так что потом собирается новый субъект.

      Я затрудняюсь сказать, что подразумевают разные духовные традиции под «Я-свидетелем». Они могут иметь ввиду либо открытое внимание, либо самый центр субъекта. Я одно время видел в центре некое «Я», которое тоже состояло из мыслей, но при этом ничего не делало.

      Мой опыт общения с различными мастерами адвайты и индуистских традиций в этом отношении не очень однозначный. Эти ребята любили говорить о том как устроен мир или как устроено моё сознание. Но при этом избегали отвечать просто и ясно на вопросы о том, что же именно они пережили. Думаю они закончили первый этап (пробуждение), и теперь морочат людям голову.

      Я думаю любой способ говорить об этих вещах полезен лишь в той мере, чтобы дать достаточно понимания для практики. В конечном итоге нужно всё увидеть самому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *