Ничего не делать…

В духовной среде можно встретить учителей, которые говорят нам о том, что всё уже здесь, и что ничего не нужно делать. Что же это значит, и кому именно не нужно ничего делать?

Наше внимание в каждый момент времени поделено между двумя процессами: восприятием прямой сенсорной информации и созданием смыслов. Можно очень условно сказать, что это “чувствование” и “думание”.

Процесс думания, в свою очередь, устроен по определённому принципу. Чтобы наделить информацию смыслом, нужно сначала определить, относительно чего этот смысл будет строиться, на что он ориентирован. Для этого в уме появляется так называемое “Я”. Это мысль, которая собирает в одну смысловую картину происходящее с нами, Я-мысль.

Нирвана, абсолют, истинное “Я”, естественное состояние — это просто открытое внимание. То есть внимание, свободное от залипания в чём-либо, в том числе в Я-мысли. Это то, что остаётся, когда замолкает процесс создания смыслов (или “думание”). Открытое внимание является основой любого опыта. Поэтому его ещё называют «основой бытия”.

Когда мы медитируем, мы переводим внимание из “думания» в “чувствование”. В результате этого процесса мысли постепенно замолкают. Последнее, что замолкает — это Я-мысль. Когда это происходит, открытое внимание видит что ничего кроме него не осталось, и в этот момент оно как бы вспоминает само себя. После того как это произошло, Я-мысль перестаёт казаться нам реальной. Это происходит потому, что открытое внимание уже заметило, как работает Я-мысль.

Это необратимое и очень глубокое изменение в том, как работает наша психика.

Знание возникновения и исчезновения

Когда Я-мысль впервые прерывается, она больше не может полностью захватить наше внимание, как это было раньше. Однако, многие медитаторы принимают за просветление другое событие, называемое “знание возникновения и исчезновения”. Его часто описывают как состояние тотального присутствия, единства всего, абсолютного принятия. Это временное состояние.

Огромное число людей, пережив это состояние, начинают понимать на интеллектуальном уровне то, о чём говорят духовные традиции. Например то, что “Я” — это иллюзия, что границы условны, что всё едино. Состояние «знания возникновения и исчезновения” хорошо подходит под описание пробуждённого сознания. В результате люди принимают это состояние за пробуждение. Некоторые даже становятся на этой волне учителями.

Описание пробуждённого состояния и состояния “знания возникновения и исчезновения” обычно совпадают. Их главное различие в том, что в случае прерывания Я-мысли, открытое внимание ясно видит, что больше ничего нет. В “знании возникновения и исчезновения” такой ясности нет, но есть чувство эйфории и увлечённости этим состоянием, которое как раз и заставляет людей думать, что это и есть просветление. Настоящее просветление отличается от этого состояния тем, что оно очень простое. В нём нечем увлекаться, нечем удивляться, нет повода для эйфории.

Опасайтесь непробуждённых учителей

Учителя, которые считают себя пробуждёнными, не пережив прерывания Я-мысли — это отдельная большая проблема. Они проводят сатсанги, сыпят умными фразами из духовных книг. Но они прокалываются на деталях. Например они говорят вам, что ничего не нужно делать, поскольку всё уже здесь, не умея объяснить, что же это значит на самом деле. Они говорят, что страдание — это иллюзия, потому что “Я” никогда не существовало. Они говорят, что всё едино, и поэтому нет никакой разницы между пробуждённым и непробуждённым состоянием. И много всякого прочего романтично-духовного бреда.

Проблема усложняется тем, что сразу после пробуждения — оно кажется чем-то мистическим. Хочется его описывать в высокопарных и мистично-романтических выражениях. Это проходит позже, если продолжить заниматься медитацией. Когда заканчивается то, что буддисты называют «вторым путём просветления”, отношение к пробуждению становится более ровным и спокойным, и вот тогда человек становится способен говорить о нём трезво и ясно. По этой причине в традиции Тхеравада учителями становятся только после «второго пути”.

А вот в Адвайте, судя по всему, о втором пути никто никогда и не слышал. И получается, что учителей, которые закончили только первый этап просветления, знают как великих гуру. При этом они весьма смутно могут объяснить, что же на самом деле произошло, и уж тем более не могут провести по этому пути других. Их описания просветления звучат достаточно туманно, чтобы перепутать с ним “знание возникновения и исчезновения”.

Чтобы избежать всей этой путаницы, нужно общаться с учителем. Учитель укажет на эти заблуждения. Учитель сможет определить, проснулись вы или нет. Это видно и слышно в том, как вы говорите. Это видно даже по одному взгляду в глаза. Знание изначальной пустоты меняет человека сразу и очень глубоко.

Что значит «ничего не делать”?

Пробуждение происходит в результате практики. А нирвана, абсолют, естественное состояние или истинное “Я” — уже здесь. Просто оно скрыто непрекращающейся Я-мыслью.

Нирване, которой на самом деле каждый из нас является, ничего не нужно делать. Но чтобы это узнать, кажущемуся субъекту придётся потрудиться.

В некоторых духовных традициях, в том числе Дзен и Дзогчен, учителя периодически напоминают: ничего не нужно делать. А в Адвайте ещё добавляют: ничего не нужно делать потому, что ваше “Я” никогда не существовало. Как мы уже выяснили, с точки зрения открытого внимания — всё так и есть. Но непросветлённый человек не видит мир с точки зрения открытого внимания. Он видит его с точки зрения Я-мысли, которой внимание захвачено. И с точки зрения Я-мысли, чтобы открытое внимание себя вспомнило, внимание нужно тренировать определённым образом.

Медитация ничего не делания заключается в том, что мы садимся медитировать с ясным пониманием того, что всё что происходит в поле внимания — принадлежит Я-мысли. Всё что мы делаем, всё к чему мы стремимся, всё чего мы хотим достичь — всё это желания Я-мысли. Практика ничего не делания заключается в том, чтобы замечать любое желание, любое неудовлетворение, любое побуждение что-либо сделать со своим вниманием. Просто замечать, и не поддаваться ему. Когда мы сидим таким образом, и замечаем любое намерение сделать что-либо со вниманием, открытое внимание начинает замечать всё более и более тонкие мыслительные процессы, пока в какой-то момент не видит Я-мысль целиком. Что такое открытое внимание, становится ясно в следующее мгновение.

Когда новичок садится в медитацию с намерением ничего не делать, обычно он очень быстро увлекается теми или иными мыслями. Это не то, в чём заключается практика. Это думание мыслей. Ничего не делание заключается в том, чтобы пассивно замечать любые мысли, любые желания, и не делать НИ-ЧЕ-ГО. И тогда ничего покажет себя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *